Листаю Книгу Памяти Тамбовской области. О каждом - несколько строчек, вмещающих только фамилию, имя, отчество, место и год рождения солдата. И год гибели. Тысячи фамилий, за каждой - своя судьба, свои семьи, свои жизни. Они погибли на поле брани за Родину, за Отечество. В ужасной мясорубке под названием война. Вечная им память. А тем, кто вернулся с полей сражений, предстояло восстанавливать разрушенную страну, заново привыкать к мирной жизни, жизни без грохота боя, без стрельбы и взрывов. Минуло 65 лет с той победной весны. Целая жизнь. Неизменным остаётся одно - память о тех великих и страшных годах.

Небольшой дом на тихой деревенской улочке Ивановки. Дмитрий Васильевич Земсков - исконно сельский житель. Родился в большой крестьянской семье. Шесть братьев было у Дмитрия и сестра Варвара. Голод забрал Макара: наелся он ржи молочной спелости и умер.

С двенадцати лет стал работать в колхозе Дмитрий. На лошадях вместе с отцом и братьями пахали землю, бороновали, сеяли. Хлеб растили. И видно так бы и трудились всю жизнь на земле, но началась война. Ещё до войны на службу в армию призвали старших братьев Ивана, Петра, Бориса  и Николая. Борис в то время уже в Ленинграде работал, оттуда его и взяли на службу. Никто из братьев до победы не дожил, все сложили свои головы в страшных боях за Родину. А в конце 1943 года, пришла очередь идти воевать за страну и Дмитрию.

Новобранцев привезли эшелоном в Москву. Там на распределительном пункте и обучались они военным специальностям. Но судьба распорядилась так, что их, молодых бойцов, с эшелоном сибиряков отправили не на Запад, где шли бои с фашистами, а на Восток. Там поднимала голову Япония. Много дней тряслись в эшелоне, а за стенами вагона мелькали бескрайние просторы страны. Родной страны, за которую вот уже четвёртый год проливали свою кровь её сыны. Уральские горы, леса Западной Сибири, бескрайние топи болот, озёра, реки. Потом густая тайга Восточной Сибири. А дороге всё не видно конца, и кажется, что длится она вечность, так привыкли уже солдаты к перестуку колёс, к покачиванию теплушек. Всё дальше и дальше на восток, от родного дома, в неизвестность. И вот он почти край страны - Дальний Восток.

Там, за тысячи километров, гремел победный май 1945 года. А здесь военные действия для Советского Союза только назревали. Капитуляция фашистской Германии и окончание войны в Европе резко ухудшили военно-политическое положение Японии. Она оказалась полностью изолированной. Теперь страны антифашистской коалиции сосредоточили свои силы на борьбе против японского агрессора. В составе 316 стрелкового полка 424 отдельного пулемётного батальона Дмитрий Васильевич воевал в Манчжурии (Северо-восточный Китай). Станковый пулемёт обслуживали три бойца: первый номер - наводчик, второй - ленту подавал, третий подносил патроны. Нелегко было, как вспоминает Дмитрий Васильевич, располагались за небольшими укрытиями, успевали только немного окопаться, чтобы установить пулемёт. Рядом с пулемётом и дремали в минуты затиший, подстелив плащ-палатку и укрывшись шинелью. Конечно, говорит Д.В.Земсков, пулемёт против танка слаб, а вот пехоту не пропустит. Отпор врагу даст. Вот со своим пулемётом  и прошли бойцы по Манчжурии до Порт-Артура. Там бойцов посадили на военные корабли и по морю отправили на Курилы.

В августе 1945 года советские войска провели Сахалинскую и Курильскую операции. На Южном Сахалине действовал 56-й стрелковый корпус 16 армии генерала Л.Г.Черемисина. Наступление здесь началось 11 августа прорывом обороны Котонского укреплённого района. Тихоокеанский флот высадил морские десанты в Торо и Моака. К 25 августа 88-я пехотная дивизия японцев, оборонявшая Котонский укреплённый район, оказалась полностью разгромленной. Южная часть Сахалина была освобождена.

Курильскую операцию проводили войска камчатского оборонительного района и Петропавловской военно-морской базы Тихоокеанского флота. 18 августа под покровом густого тумана был высажен крупный десант на остров Сюмусю. Как только корабли причалили к берегу, десантники бросились вперёд. Как вспоминает Дмитрий Васильевич, они спускались по борту корабля в воду и несколько десятков метров добирались до берега. Их прикрывал огонь орудий. Но и путь бойцам на каменистый остров преградил сильный огонь. Японцы долго готовились к сражению, здесь ими были созданы мощные оборонительные рубежи. Наступающие припали к земле. Шквальный огонь косил бойцов, с каждой минутой их становилось всё меньше и меньше. Наступление шло в несколько рядов. Первый ряд потрепали, в бой вступал следующий.

Несколько дней шли кровопролитные бои на острове. Противник обладал численным превосходством. Но благодаря стойкости, мужеству советских воинов сопротивление врага было сломлено. 23 августа японский гарнизон капитулировал. В тот же день часть бойцов, а среди них и Дмитрий Васильевич, были переброшены на остров Парамушир. Капитуляция японских войск началась и на других островах Курильской гряды. Она продолжалась до 1 сентября. Так закончилась кампания Советских вооруженных сил на Дальнем Востоке. За 23 дня они наголову разбили японскую Квантунскую армию и освободили Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова. Наступление вооруженных сил на Дальнем Востоке - подлинно молниеносный удар. Советский народ высоко оценил ратный подвиг своих сынов. Президиум Верховного Совета учредил медаль "За победу над Японией".

После окончания войны с Японией Дмитрий Васильевич отслужил несколько лет на Курилах, а потом вернулся домой, на Уваровские Хутора. На груди гимнастёрки поблёскивали награды: орден Красной Звезды, медаль "За победу над Японией". Война осталась в прошлом, а надо было жить настоящим. Впрягаться в работу, поднимать сельское хозяйство. Умелые руки были нужны, и сразу по возвращении, в конце мая Дмитрий Васильевич пошёл учиться в школу механизаторов. Уже в уборку он работал на комбайне "Коммунар", потом ему дали новый комбайн "Сталинец-6". Вскоре отец решил перебираться из Уваровских Хуторов. Изба стала разваливаться, ремонтировать не на что, да и само селение уже совсем в упадок приходило. Соседи переселялись кто куда. Вот и Земсковы переехали в Ивановку. Председатель тогдашний помог с домом, обосновались на новом месте. Сорок четыре года трудился Д.В.Земсков в колхозе комбайнёром, механизатором. Пахал, сеял, убирал хлеб. Зимой на тракторе корма возил на ферму. За свой  ударный труд не раз награждался почётными грамотами.

В начале пятидесятых встретил Дмитрий Васильевич свою половинку. Вместе с Клавдией Ивановной воспитали троих детей: двоих сыновей и дочь. Все они давно разлетелись из родительского гнезда, у них свои семьи, дети. Овдовел Дмитрий Васильевич, тяжело было одному. Вот и сошёлся с сестрой жены, Марией Ивановной. Соединились два одиночества, чтобы вместе коротать зрелые годы, чтобы быть друг другу поддержкой и опорой.

Мария Ивановна тоже горя в своей жизни хлебнула немало. Её ещё девчонкой старшая сестра к себе в Архангельск забрала. Там Мария Ивановна сначала работала на заводе. А когда война началась, отправили девушек на лесозаготовки. Пилили и рубили деревья, грузили. В сырости, холоде, голоде. Не жаловались они тогда на жизнь, надо - значит, надо. Потом ещё пять лет на торфозаготовках Мария Ивановна работала. Когда в родные места вернулась, замуж вышла за фронтовика. Израненный он был, войной покалеченный. Жили со свекровью. Утром свекровь встанет в четыре часа корову доить, а Мария Ивановна тяпку на плечо - и в поле. По десять гектаров свёклы обрабатывала, да так, что председатель не раз её в пример другим ставил: росточек к росточку, ни одной травинки.

Какой только работы в колхозе не попробовала Мария Ивановна - и свинаркой, и дояркой была. И везде в почёте и уважении. Премии выписывали, грамоты вручали. Только всё это кануло в Лету. Осталась без мужа. А сейчас, в 85 лет и без близких родных. Два брата совсем молоденькими на войне сгинули, не пожив толком. Четыре сестры умерли давно. Живут вместе с Дмитрием Васильевичем, глядят на солнышко, которое землю пригревает. В молодость памятью возвращаются вновь и вновь. То славное поколение, на долю которого выпали тяжёлые испытания, было сильно и духом, и телом, не только героически воевало, но и ударно трудилось всю жизнь. Замечательно сказал о них поэт:

…Душою вечно молоды.

И с боевой медалью вместе

Блестят награды за труды.

Низкий вам поклон, дорогие ветераны.

Е.УВАРОВА.